Translate

суббота, 6 апреля 2013 г.

Формы библиографических исследований.



В библиотековедении сложилась определенная методика изучения чтения, которая, конечно, варьируется в зависимости от того, какую цель ставит перед собой исследователь. Традиционно выделяют так называемые общие и частные методы исследования. Общие – анализ, обобщение и т.п. Частные – те, которые используются в библиотековедческих исследованиях. Следует сказать, что в библиотековедческих исследованиях все чаще и чаще стали использоваться методы исследования, принятые в сопредельных науках:
социологии, психологии, педагогике.
Основной метод, применяемый библиотековедами
опрос читателей, как письменный (анкета), так и устный (интервью).
Наиболее распространенным инструментом получения информации о читателе является анкета, дающая возможность быстро получить большой объем сведений. Анкета является весьма сложным инструментом, ее применение требует знаний и опыта. Проблеме разработки и эффективного использования метода анкетирования посвящено немало литературы. Сейчас анкетные опросы проводятся как правило с помощью
компьютерных технологий.
Интервью в библиотековедческих исследованиях встречается реже, хотя сведения, полученные таким методом весьма ценны.
При социологических исследованиях чтения сейчас все чаще используются такие методы как «фокус-группа» или метод глубинного интервьюирования.
Этот метод является, по существу, тщательно спланированной дискуссией, нацеленной на сбор мнений в непринужденной обстановке.
Как альтернатива анкетному опросу может быть рассмотрен
метод «репертуарных решеток»:
испытуемый строит шкалу объектов по определенным измерениям. Возможности метода очень широки. Например, его можно применять при изучении читательского спроса, для выявления степени удовлетворенности запроса и др.
Часто методы опроса сочетаются с наблюдением и экспериментом. Эти методы дают объективную информацию, в отличие от субъективной, получаемой при использовании анкеты, поэтому их необходимо сочетать.
Следует сказать, что методика библиотековедческих исследований постоянно обогащается за счет освоения библиотековедами и библиотекарями-практиками современной социальной проблематики.

                                                                      Материал с сайта http://lib.1september.ru/2004/18/10.htm





Комментариев нет:

Отправить комментарий